География
Суббота, 18.11.2017, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Страны мира [75]
Знаменитые географы [27]
Ресурсный потенциал [4]
Население мира [6]
Россия [62]
Глобальные проблеммы [6]
Интересное [417]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Знаменитые географы

О кругосветном путешествии Бугенвиля. Часть 3

Шведе Е. Е. Луи Антуан де Бугенвиль и его кругосветное плавание (Предисловие к книге Л. А. де Бугенвиля Кругосветное путешествие на фрегате «Будёз» и транспорте «Этуаль» в 1766, 1767, 1768 и 1769 годах. – М. : Глав. Изд-во геогр. Литературы, 1960. – 359 с. Вступительная статья на страницах 5-22).
 
В связи с тем что экспедиция официально носила научный характер, в ее состав были включены ученые: натуралист – известный ботаник доктор медицины де Коммерсон, астроном Веррон и инженер Роменвиль.
Основным кораблем экспедиции являлся фрегат «Будёз». Запасы различного имущества и продовольствия находились на транспорте «Этуаль».
В своем труде Бугенвиль не приводит никаких данных о кораблях и лишь указывает, что фрегат был вооружен двадцатью шестью пушками. Но уже и этого достаточно, чтобы определить приблизительные размеры фрегата: водоизмещение его составляло около 1200 тонн; наибольшая длина 44 метра, ширина 11,7 метра, углубление форштевня 5,2 метра, ахтерштевня 5,6 метра (по своим размерам фрегат «Будёз» был несколько больше шлюпа «Восток» Беллинсгаузена). Водоизмещение транспорта «Этуаль», вероятно, не превышало 500 тонн.
Хотя и не предполагалось, что корабли французской экспедиции во время плавания будут вести боевые действия, тем не менее они были вооружены артиллерией. Это объясняется тем, что кораблям любого военно-морского флота по штату было положено соответствующее вооружение. И вообще все без исключения военные корабли, участвовавшие в кругосветных плаваниях (в том числе и русские шлюпы), имели артиллерийское вооружение, и даже на корабли Кука, переоборудованные из торговых судов, перед их уходом в плавание были поставлены пушки. Вооружение было необходимо также в связи с тем, что различные коалиции государств вели между собою войны. Наконец, артиллерия нужна была для защиты от многочисленных в те времена пиратских, каперских и корсарских судов. Словом, вооружались все, даже торговые суда, это было необходимо и для поддержания престижа государства. Каждая экспедиция имела также инструкцию, согласно которой разрешалось применять артиллерию лишь в крайних случаях.
Бугенвиль неоднократно останавливается на конструктивных недостатках фрегата и отмечает, что различие в маневренных качествах фрегата и транспорта затрудняло их совместное плавание. Фрегат по сравнению с транспортом мог развивать большую скорость, что заставило уменьшить высоту его рангоута и нередко держать меньше парусов, чем следовало бы; транспорт же должен был форсировать парусами, чтобы не отставать от фрегата; фрегат обладал также лучшей поворотливостью по сравнению с транспортом, вследствие чего при проходе узкостями последний не всегда мог следовать в кильватер.
Экипаж фрегата «Будёз» состоял из двухсот восемнадцати человек (в том числе одиннадцати офицеров, письмоводителя, врача, священника и двухсот трех унтер-офицеров, матросов, солдат, юнг и вестовых). На транспорте «Этуаль» находилось пять офицеров, врач, письмоводитель и сто тринадцать унтер-офицеров и матросов. Кроме того, на транспорте разместились ботаник де Коммерсон, астроном Веррон и инженер Роменвиль (после выхода из Рио-де-Жанейро астроном перешел на фрегат).
Совершенное Бугенвилем кругосветное плавание можно разделить на пять этапов: 1) следование в Атлантическом океане к Малуинским островам и пребывание на них; 2) переход Магеллановым проливом; 3) пересечение Тихого океана и совершенные в нем открытия; 4) открытия в Австрало-азиатских морях и приход в Ост-Индию и 5) завершение кругосветного плавания и возвращение во Францию.
Плавание в Атлантическом океане не было ознаменовано никакими особыми событиями. Фрегат «Будёз» после небольшого ремонта в Бресте окончательно вышел в море 5 ноября 1766 г. и после захода в Монтевидео направился на Малуинские острова, где он должен был встретиться с транспортом «Этуаль». Однако по некоторым обстоятельствам «Этуаль» запоздал с выходом, и присоединение его к «Будёз» состоялось лишь в июне 1767 г. в Рио-де-Жанейро, откуда оба корабля уже вместе перешли в устье реки Ла-Платы, где произвели необходимый ремонт и приняли запасы продовольствия и пресной воды.
В своем описании перехода по Атлантическому океану Бугенвиль неоднократно анализирует существовавшие тогда морские карты, рассказывает о том, как он искал методы более точного определения долготы (хронометров у него не было), изучал морские течения, наблюдал за изменением склонения компаса, высказывая при этом передовые взгляды в связи с исследуемыми вопросами (об этом см. ниже). Многие страницы его книги посвящены описанию природы, а также политических и этнографических особенностей Бразилии, Аргентины и Малуинских островов. Эти описания весьма интересно характеризуют посещенные им страны.
Ко входу в Магелланов пролив «Будёз» и «Этуаль» подошли 2 декабря 1767 г. Восточная часть пролива была знакома Бугенвилю и командиру транспорта «Этуаль» по предыдущим плаваниям с Малуинских островов. Французские корабли встретились в Магеллановом проливе с исключительно неблагоприятными условиями погоды и неоднократно вынуждены были отстаиваться в различных бухтах и даже возвращаться в одну и ту же бухту по нескольку раз. Переход проливом продолжался со 2 декабря 1767 г. по 26 января 1768 г., то есть 55 суток, из них 26 суток из-за плохой погоды экспедиция провела на якоре в бухте Галан. За время перехода проливом Бугенвиль составил несколько карт и внес необходимые поправки в ранее существовавшие. В поисках укрытых якорных стоянок к югу от мыса Форвард, где могли бы отстаиваться корабли, застигнутые штормами, он произвел на шлюпках рекогносцировку южного берега пролива. Ряд замечаний Бугенвиля касается уточнения характера приливо-отливных течений в разных частях пролива. Большой интерес представляют описания природы и населения этого сурового, мало известного в то время края.
Корабли Бугенвиля вышли в Тихий океан, или, как он писал, в Южное море, 26 января 1768 г. и подошли к Австрало-азиатским морям в середине июня того же года. От Магелланова пролива Бугенвиль направился на северо-запад, пересек Южный тропик и, повернув на запад примерно вдоль параллели 150 южной широты, шел так до самых подходов к Австрало-азиатским морям и к восточным берегам Австралии и Новой Гвинеи. По пути им был открыт ряд островных групп и отдельных островов. Знаменитый русский мореплаватель И. Ф. Крузенштерн, весьма обстоятельно изучивший географические открытия, сделанные всеми мореплавателями в Тихом океане до 1819 г. включительно, в своем замечательном труде «Атлас Южного моря» и в приложении к нему, озаглавленном «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением атласа Южного моря», дал оценку и открытиям Бугенвиля.
Большой интерес представляют выдержки из таблиц Крузенштерна, относящиеся к открытиям, сделанным первой французской кругосветной экспедицией; в них перечислены архипелаги островов и отдельные острова по мере их открытия, с востока на запад. Первые острова были открыты Бугенвилем после поворота на запад, несколько севернее параллели 200 южной широты: это были острова Катр Факарден, Лансье, Арп и еще несколько небольших островов, не получивших названий; они принадлежат к архипелагу Низменных островов (Туамоту) и были вторично открыты в следующем, 1768 г. Куком, давшим им названия, ныне не сохранившиеся. Следуя далее на запад, Бугенвиль открыл остров Будуар, входящий в группу островов Общества, открытый годом ранее английским мореплавателем Уоллисом и названный им Оснабург.
С 6 по 16 апреля 1768 г. французские корабли простояли на рейде у острова Таити, где запаслись свежей пресной водой, продовольствием и фруктами. Далее корабли шли западными курсами в тех же широтах. Они проследовали мимо архипелага Самоа, названного Бугенвилем островами Навигаторов. Продолжая идти на запад, Бугенвиль открыл отдельно лежащий остров Анфан пердю и значительный архипелаг островов, который он назвал Большими Цикладами. По мнению И. Ф. Крузенштерна, это были Новые Гебриды. Среди Больших Циклад Бугенвиль дал наименования следующим островам: Пантекот, Лепрё, Орор и Этуаль.
Почти пять дней потратил Бугенвиль на то, чтобы выйти из лабиринта этих островов на запад проливом, который теперь носит его имя. Бугенвиль сделал совершенно правильное заключение, что самый большой остров в группе Больших Циклад в свое время был открыт испанскими мореплавателями Киросом и Торресом (1606 г.), которые считали этот остров частью фантастического южного материка и назвали его поэтому «Австралией святого Духа». В действительности это был остров Эспириту-Санто. Проливом Бугенвиль французские корабли вышли в Коралловое море, но дальнейший путь на запад им вскоре преградил Большой Барьерный риф, тянущийся почти параллельно восточному берегу Австралии. Один из коралловых рифов на подходах к Большому Барьерному носит имя Бугенвиля.
За время пути по Тихому океану Бугенвиль, как и раньше, занимался астрономическими наблюдениями, измерял глубины, вносил исправления в весьма неточные тогдашние карты, писал замечания по астрономии, метеорологии и навигации и совместно с натуралистом составлял описания природы и жителей островов, где побывали французские корабли.
Повернув на север от Большого Барьерного рифа, корабли Бугенвиля оказались в весьма опасном для мореплавания районе, изобилующем множеством островов и островков, коралловых рифов и подводных скал. Но Бугенвиль мужественно продолжал путь среди почти неизвестных «земель» и сделал ряд замечательных географических открытий. Его книга содержит много весьма важных мыслей относительно конфигурации и расположения неизвестных островов, среди которых оказались корабли экспедиции. Правильность высказанных Бугенвилем предположений была подтверждена в дальнейшем другими мореплавателями.
Главнейшими географическими открытиями французской кругосветной экспедиции в этом районе был архипелаг Луизиады. Следуя далее на северо-восток, Бугенвиль открыл архипелаг крупных островов.
И. Ф. Крузенштерн в уже цитированном труде приводит мнение известного французского географа Бюаша, высказанное им в 1781 г. и заключающееся в том, что Бугенвиль нашел Соломоновы острова, открытые в 1571 г. испанским мореплавателем Менданой и в течение почти двух столетий считавшиеся потерянными. Отдельные острова получили наименования Шуазёль, Бугенвиль (самый крупный из Соломоновых островов) и Бука; пролив между островами Бугенвиль и Шуазель был назван проливом Бугенвиля. Крузенштерн считает, что риф, названный Бугенвилем по имени боцмана его фрегата рифом Денис, «не есть риф, но на сем месте им примечено было сильное переломление волн, происходящее от быстрого течения от W к О».
К этому времени (июль 1768 г.) здоровье французских моряков было сильно подорвано цингой, поразившей почти весь личный состав экспедиции. Во время стоянки на Соломоновых островах и на острове Новая Британия не удалось пополнить запасы свежей провизии, так как на этих островах не было ни скота, ни дичи, ни фруктов, ни кокосовых орехов.
Именно поэтому Бугенвиль решил идти к Молуккским островам, где можно было бы предоставить команде отдых и лечение.
По пути были открыты небольшие острова – Анахорет и Эшикье. Первую остановку Бугенвиль сделал на Молуккских островах, на острове Боеро, вторую – на острове Ява.

Категория: Знаменитые географы | Добавил: secret-team (19.10.2014)
Просмотров: 375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright geograf© 2017Бесплатный хостинг uCoz